Даже если вы очень толерантный и уравновешенный человек, хотя бы раз в жизни могли попасть в конфликтную ситуацию, где ваше мнение и точка зрения не совпало с мнением собеседника. В таких случаях есть люди, которые готовы выслушать каждого и спокойно, без криков и ругательств продолжать разговор. Они даже узнают много нового в результате конфликта и могут изменить свое мнение. А есть люди, которые не знают ничего умнее своих мыслей и готовы нападать на каждого, кто с ними не согласен. И с каким человеком вы готовы общаться? Конечно же с первым.

На конфликтах и их последствиях работники тратят 15%, а руководители 20% своего рабочего времени. Конфликты не могут считаться полностью отрицательным явлением. Правильно управляемые конфликты могут привести к более эффективным решениям и интересным идеям, могут улучшить отношения между коллегами, дать им знать, что всегда нужно спокойно обменяться мыслями и выслушать собеседника. Они выявляют много новых вариантов решения окружающих проблем, повышают эффективность работы. Но конфликты могут и ухудшать социально-психологическую атмосферу в коллективе, сделать работников нервными и склонными к стрессу. Тут речь идет о конструктивных или деструктивных конфликтах.

Большая часть конфликтов встречается между работниками и их руководителями (вертикальные конфликты). Существует и другая классификация конфликтов, при котором дифференцируются межличностные и внутриличностные конфликты. Человек может не понять свою роль в организации, суть работы, требования к нему, от чего внутри него постепенно образуются конфликты. Еще работник может быть игнорирован со стороны коллег или руководителей, несправедливо критикован или обвинен за некачественную работу, или его просто могут не принять в коллектив из-за личностных качеств.

Вся эта ситуация должна контролироваться со стороны менеджеров, чтобы избежать тяжелых последствий. Они должны четко назначить исполнителей для каждой работы,чтобы знать конкретно чего ожидать и требовать от каждого конкретного работника. А работник в свою очередь должен четко понять свои обязательства и нести ответственность за все свои слова и поступки. Если каждый человек, несмотря на занимаемую должность, будет осознавать важность спокойствия и толерантности в организационной среде, то большинство конфликтов даже не начнутся, и не будет необходимости искать решения для них.